Интервью с конструктором

Интервью с конструктором

Актуальное интервью

 

НОВОЕ  ПОКОЛЕНИЕ  ТВЁРДОТОПЛИВНЫХ  КОТЛОВ

СДЕЛАНО  В  УКРАИНЕ

 

На рынке теплотехники Украины произошло знаковое событие – в нижнем ценовом сегменте на рынок вышла торговая марка с далеко не простым дизайном. Модельный ряд котлов KLIVER®  удивил отнюдь нетривиальными конструкторскими решениями, которые в первую очередь продиктованы эргономикой изделия. Ходят даже слухи, что котёл производится не в Украине, а за рубежом. Чтобы получить исчерпывающие ответы на все вопросы, мы приехали в город Красный Луч (Луганская область) в гости к конструктору котлов KLIVER® - Владимиру Ярославовичу Лецько.

 

-  Итак, как же появилась идея создания котлов с таким  характерным европейским дизайном?

-  После посещения двух крупнейших европейских выставок отопительного оборудования захотелось сделать не просто «железный ящик» для топки углём, а красивое и удобное изделие. Тем более, что наши коллеги в Польше и Германии работают на таком же оборудовании, как и мы. Эта идея захватила конструкторский отдел и с июля 2010 года мы начали разработку модельного ряда котлов с европейским характером.

 

-  Получается, почти год потратили на создание моделей. Почему так долго?

-  Если всё делать по правилам, то времени даже мало. Процесс начинается не с железок, а с изучения … топлива. Это классика проектирования теплотехники: определяется вид топлива, который будет применяться, и потом под это топливо проектируется конструкция котла. Котёл для газа, солярки или угля будет выглядеть по-разному, ведь топливо в разных агрегатных состояниях: газ, жидкость, твёрдое тело.

Поэтому в 2010 году было проведено маркетинговое исследование, чтобы определить вид топлива, под который будем проектировать новые котлы.  Полученные результаты озадачили нас - в Украине топят чем угодно!

Каждый регион имеет свою топливную специфику: Волынь – торфом, Ивано-Франковская область – дровами лиственных пород, Львовская – хвойными породами, Кировоград – бурыми углями, Донбасс – антрацитом и каменным углём. Впору растеряться. Казалось бы, Луганская область традиционно угольный край, а каждый удел топит по своему: Ровеньки – антрацитом, Стаханов – углём марки Г (газовый, в народе называют курной), Кременная – сосновыми дровами, Краснодон – коксующими углями. Как проектировать? Подо что?

 

-  А разве котёл это не тот же костёр, что бросил, то и сгорело?

-  Совсем нет, костёр может сжечь, что угодно, а у котла задача не только сжечь, но и «уловить» полученное тепло, то есть сжечь эффективно. Котёл проектируется под определённое топливо. Для обычного человека уголь – чёрные камни, а для теплотехника разница между антрацитом и углём марки Д (длиннопламенным) колоссальная. Достаточно привести такой пример: когда Вермахт захватил Донбасс, местный уголь просто не подошёл для немецких паровозов, их топки проектировались под уголь Вестфалии. Советские паровозы ездили на этом угле нормально, а фельдмаршал Манштейн всё жаловался, и вполне обоснованно.

Многотопливнось и комфорт

-  Так под какое же топливо проектировали?

-  Была идея спроектировать несколько линеек котлов с узкой специализацией: отдельно для дров; для угля; под антрацит и отдельно котлов-утилизаторов для сжигания отходов деревообработки. Однако потребитель не смог бы переключиться на другой вид топлива. И это был бы серьёзный минус, топливный рынок крайне непредсказуем, сегодня, к примеру, есть антрацит, завтра дрова, послезавтра – какой-нибудь уголь скверного качества. Поэтому первым требованием к конструкции котла  KLIVER® стала МНОГОТОПЛИВНОСТЬ. Котёл должен топиться несколькими видами твёрдого топлива, быть малочувствительным к изменению вида или качества топлива. Поэтому в техническом задании на проектирование раздел «Расчётное топливо» звучал так – «должен топиться всяким хламом». Выдержать это требование было сложно, но теперь могу с уверенностью сказать:  – Получилось.

 

-  После знакомства с вашей продукцией меня особенно удивила горловина загрузки топлива. Такого хитрого решения я ещё не видела.

-  Подмечено верно – загрузка непростая. Такого оригинального решения загрузочной горловины нет не у одного котла ни в Германии, ни в Польше, ни в Украине. Окно загрузки широкое, позволяет загружать большие поленца дров, сыпучие виды можно загружать даже лопатой.

Наклонная горловина топки котла – запатентованная оригинальная конструкция KLIVER® позволяющая удобно загружать сыпучие виды топлива: уголь, опилки, пеллеты, щепу, стружку.

Когда в ведре остаётся последняя порция угля, её неудобно  оттуда доставать лопаткой, поэтому остатки угля остаются «жить» на дне ведра надолго, либо их пытаются аккуратно пересыпать в лопатку (а значит насорить), а потом в котёл. Наша конструкция позволяет засыпать топливо в котёл прямо из ведра, а когда в ведре останется последняя, прилипшая к донышку порция, легко ударить краем ведра о горловину котла и высыпать остатки угля в топку, не просыпав.

-  Какие ещё новые решения ждут покупателя котла KLIVER®?

-  Механизм запирания дверцы – эксцентриковая рукоятка-крючок, позволяет плотно прижать дверцу к горловине котла. Рукоятка крючка изготовлена из жаропрочной резины, которая предохраняет руку от ожога, к тому же она очень удобно ложится в руку.

Устройство дверного блока позволяет переставить дверцу для открывания на другую сторону, это позволит настроить дверцу котла «под себя».  

Камера сгорания максимально большая под этот тип колосниковой решётки. Даже в топку самой маленькой модели вмещается полуметровое бревно. Вместительность камеры по достоинству оценят те, кто топит дровами и древесными отходами.

Дымоход круглого сечения диаметром 130мм позволяет удобно стыковать котёл с дымовой трубой без переходника. Монтаж будет проходить быстрее и менее затратно.

 

-  Все ли комплектующие делаются на вашем заводе в городе Красный Луч?

-  Все, кроме термометра и чугунного литья. Для изготовления чугунных комплектующих, плит, колосников мы привлекли специализированное литейное предприятие. Литьё изготавливается на современном литейном оборудовании только из первичного сырья, имеет декоративную поверхность, мелкодисперсную структуру зерна, что указывает на высокое качество чугуна. Такое литьё дороже обычного, но качество того стоит.

 

-  Помогал ли кто ещё вам в работе?

-  Да. Дизайн и эргономику изделия мы заказывали в Штутгарте, и я считаю, потратились не зря. Новинка в том, что мы применили премиум дизайн для недорогого котла. Ведь до этого считалось, если котёл дешёвый, то пусть и выглядит как замухрышка. Мы посчитали это несправедливым. Наши котлы симпатичные, удобные и без излишеств. Лично вам нравятся?

 

Цех сборки котлов-  Да, красивые. Даже не верится, что сделаны в Украине.

-  Концепция модульной конструкции – совет польских коллег, которым мы воспользовались. То есть базовая комплектация котла может быть оптимизирована с помощью дополнительных опций в любой момент, даже спустя годы после покупки. Подобный принцип применён в компьютере. Он может быть простеньким изначально, но вы всегда сможете увеличить объём памяти, поставить любую дополнительную опцию. Так и котёл, купленный в базовой комплектации, в любой момент может быть перенастроен на другой вид топлива, механизирован, автоматизирован и так далее.

 

-  Какие сложности были при проектировании новых котлов?

Сварочный шов, вернее его длина. Шов – слабое звено любой сварной конструкции, в том числе и котла. Поэтому решали двоякую задачу, и преимущества конструкции сохранить и длину сварного шва сделать как можно меньше. Вот  это, пожалуй, для меня как конструктора была самая трудная задача, потратили на её решение три месяца, надоел всему сварочному цеху.  Но теперь могу с уверенностью сказать – в нашей конструкции сварочный шов самый надёжный.

И … эргономика, она нас просто достала. Первую модель эксперты по эргономике и дизайну безжалостно «заворачивали» на доработку 17! раз, а мы злились, но переделывали. Теперь эмоции улеглись, и стало ясно - если изделием неудобно пользоваться, полюбить его силой не заставишь. Так что спасибо нашим экспертам за непреклонность.

 

-  А что за история о том, как Вам запретили проектировать котлы, прежде чем Вы не сделаете мангал?

-  Когда подбирали сталь для котла и изучали температурное воздействие на сварную конструкцию, возникла необходимость сделать экспериментальные топки для испытаний, коробки такие из листовой стали. Тогда мы подумали, а почему бы не сделать короба-мангалы, заодно совместить полезное с приятным. В результате обнаружилось, что цельносварные мангалы буквально скручиваются от перепадов температур. Мы просчитали температурную деформацию металла и спроектировали мангалы, которые не коробит, полученные данные применили к конструкции котла. А мангалы не только помогли нам понять термическое воздействие на стенки котла, но и появились в нашем прайсе, как отдельное изделие.

 

-  Получается, мангалы были у Вас в роли «подопытных  животных», а где же поделся шашлык?

-  Изготовленный шашлык мы передали на склад. Это конечно шутка, но эксперименты с мангалами помогли нам лучше понять, как проводится тепло именно в твёрдотопливных топках. На «шашлычных испытаниях»  первая порция неожиданно быстро пригорела. Ни огня большого, слой углей был очень тонкий, всё делали вовремя, а мясо пригорело. Вместо пикника вышел научный спор. Оказалось, скруглённые углы придали стенкам мангала экранный эффект, существенно увеличилась интенсивность теплового излучения стенок, тепловой поток сфокусировался в нужном месте. Получается, что от обычной порции горящих углей стенки улавливали и концентрировали больше тепла. Для приготовления мяса одной и той же порции на наш экранированный мангал нужно брать вдвое меньше дров. Мангал стал экономичнее, а мы чётко осознали фокусирующий экранный эффект и применили его на котле. В твёрдотопливных котлах конвекция маловажна, именно тепловое излучение даёт до 70% тепла, мы это вовремя поняли и реализовали в конструкции KLIVER®. С точки зрения теплотехники это было попадание в яблочко.

 

-  Почему на базовых моделях котла нет вентиляторов?

-  Если изначально проектировать котёл с принудительной подачей воздуха, любое выключение электроэнергии затушит котёл. При наших перебоях с электропитанием энергонезависимость котла крайне важная характеристика. Никто бы не захотел остаться в зиму без тепла, тем более что перебои со светом, как правило, происходят при самой плохой погоде. Поэтому базовая модель котла KLIVER®энергонезависима и будет работать в любую погоду, а принудительная вытяжка или нагнетание воздуха - дополнительная опция для желающих.-  Если изначально проектировать котёл с принудительной подачей воздуха, любое выключение электроэнергии затушит котёл. При наших перебоях с электропитанием энергонезависимость котла крайне важная характеристика. Никто бы не захотел остаться в зиму без тепла, тем более что перебои со светом, как правило, происходят при самой плохой погоде. Поэтому базовая модель котла KLIVER®энергонезависима и будет работать в любую погоду, а принудительная вытяжка или нагнетание воздуха - дополнительная опция для желающих.

 

-  Над чем работаете в данный момент?

-  Заканчиваем проектирование 30кВт модульного котла, который можно модернизировать даже после покупки.